Экс-председатель Верховного суда: Правовой нигилизм — извечная традиция украинского народа

Экс-председатель Верховного суда: Правовой нигилизм — извечная традиция украинского народа

Украинский народ все еще не может воспринять законы как естественную необходимость

Главная философия жизни успешных стран — это уважение к человеку, его правам и свободам, это уважительное отношение к закону и законности, поддержание правопорядка. Именно эти обстоятельства являются залогом успеха и независимого управления страной. С незапамятных времен на нашей земле нет порядка. Об этом мудрецы говорят веками. В частности, в «Повести временных лет», созданной в Киеве в начале XII века, сказано, что «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В те времена под словом «наряд» подразумевали порядок и управление. По утверждению летописца, власть того времени не могла обеспечить порядок и надлежащее управление людьми и потому якобы пригласила для этого варягов. Конечно, что касается приглашения варягов, то это байка, поскольку норманны IX ​​века были не той публикой, которую надо было просить. Об этом свидетельствуют их захваты и грабежи в других странах Европы. Просто эта повесть писалась во времена правления варягов, под их влиянием. Они были заинтересованы в том, чтобы обелить себя. Но факт остается фактом. Они пришли и начали наводить у нас порядок. К сожалению, им это не удалось, потому что здесь, как сказал мудрец, «сам черт ногу сломит».

В XIX веке на эту тему Алексей Толстой написал поэму «История государства российского от Гостомысла до Тимашева».

Она начинается словами:

«Послушайте, ребята,

Что вам расскажет дед.

Земля наша богата,

Порядка в ней лишь нет.

А эту правду, детки,

За тысячу уж лет

Смекнули наши предки:

Порядка-де, вишь, нет».

Алексей Толстой проанализировал действия по наведению порядка всех князей, царей, императоров, правивших нашей страной с IX по XIX века. Коснулся даже отдельных министров. Но никто из них порядка не навел. Во всяком случае, длительного и надежного, который принес бы успех государству и его народу.

Что характерно, порядка не было на нашей земле не только там, где хозяйничали московиты, но и там, где правили поляки, австрийцы и османы.

Между тем порядок — это та категория, без которой успех невозможен. По этому поводу польский гений Адам Мицкевич в поэме «Пан Тадеуш, или Последний наезд на Литве. Шляхетская история 1811–1812 годов в двенадцати книгах стихами» метко и справедливо заявил:

«Порядком держиться й сім’я, і двір, і дім,

Без цього падають у глибочінь неслави

Народи і царі, державці ідержави».

То есть порядок — это категория, которая приносит успех как отдельному человеку, семье, так и государству. Что такое порядок, сказать трудно. Это понятие многозначное и многогранное. Словари определяют порядок как правильный, устойчивый режим жизни, состояние, когда все делается, выполняется в соответствии с определенными требованиями, правилами, нормами, где есть слаженность и согласованность в действиях, организованность и дисциплинированность. В целом можно сказать, что порядок — это состояние, при котором нет беспорядка, хаоса, анархии и бесхозяйственности, когда царит законность и правопорядок.

Почему на нашей земле нет порядка — это большая загадка. И до тех пор, пока наш народ ее не отгадает, успеха ему не видать.

На протяжении веков считалось, что достичь успеха нашему народу мешают враги. Это мнение высказывало множество поэтов и прозаиков. Даже в главном программном символе Украины заложена эта мысль. В частности, в нем поется, что «згинуть наші вороженьки, як роса на сонці, запануєм і ми, браття, у своїй сторонці». То есть когда все враги передохнут, нам будет хорошо, народ заживет, будет порядок и успех. Но 25 лет неуспеха, беспорядка, хаоса и беззакония свидетельствуют, что не во врагах дело.

На чем основывается порядок? Составляющих много. Он зависит от характера народа, особенностей его развития, традиций, морали, религии, восприятия закона и законности и т. п.

Веками поведение нашего народа определялось языческими традициями и православной христианской моралью. Но Первая мировая, приход к власти большевиков и Вторая мировая война уничтожили и традиции, и мораль. В то же время уважение к закону и законности не привито.

Особый удар по морали и уважению к закону был нанесен во времена независимости Украины. Когда были ликвидированы гарантии на бесплатное обучение и лечение, достойное обеспечение в старости, когда право на труд и жилье превратилось в пустую декларацию, когда миллионы людей судорожно ищут средства для выживания, а богачи смотрят на них как солдат на вошь, тут не до сантиментов, не до высокой морали. Здесь рождается другая мораль, мораль хищника и жертвы.

На землях нынешней Украины никогда не было демократического способа управления, то есть когда правит закон, а не начальник. Определенные успехи достигались только во времена сильнейшего, самого могущественного автократизма. Жители Украины фактически не могут жить по демократическим принципам, демократию воспринимают как слабость, как возможность делать, что заблагорассудится. Разговоры о том, что демократизм существовал во времена казачества, ведут люди, которые имеют очень приблизительное представление о тех временах, преимущественно начитались романтических книг на эту тему. Достаточно прочесть дневник Эриха Лясоты, который в 1594 году по поручению австрийского императора Рудольфа IIпосетил Запорожскую Сечь с целью нанять казаков для войны Австрии с Османской империей, чтобы понять, что каждый из казаков, который не соглашался с мнением большинства и становился в оппозицию, по меньшей мере рисковал быть утопленным. Вот такая демократия по-казацки.

Отношение наших людей к морали и закону особенно наглядно проявляется в игнорировании любых правил и инструкций. В этом плане наш народ очень самоуверенный, безответственный и равнодушный даже к собственной судьбе. Например, каждая рабочая операция нормируется соответствующими правилами. Но почти никто их не соблюдает. Есть Правила дорожного движения, но их соблюдают только тогда, когда видят полицейских. Только проехали мимо, жмем на педаль газа. То есть правила в нашей стране существуют не для следования им, а лишь для ответственности. Именно поэтому происходят бесконечные трагедии во всех сферах жизни украинского общества. Но ничего не меняется, потому что отсутствует культура поведения, осознание важности и необходимости соблюдения соответствующих правил.

Уровень нашего восприятия закона и законности особенно ярко просматривается на примерах показателей безопасности производства по сравнению с другими странами. Например, по данным на 29 декабря 2015 года Украина заняла 9-е место в антирейтинге стран по смертности людей от загрязнения воздуха. Выбросы на большинстве энергоблоков крупных ТЭС превышают разрешенные европейские нормы в 40 раз. Согласно данным международных структур, уровень риска гибели и травматизма работников на предприятиях, в учреждениях и организациях Украины в расчете на 100 тыс. рабочих выше по сравнению с Великобританией в 8,5 раза, с Японией — в три раза, с Германией — в два раза. В угледобывающей промышленности по коэффициенту травматизма Украина лидер. В частности, если в США этот показатель составляет 0,02, в Германии — 0,08, Польше — 0,26, России — 0,33, Индии — 0,56, Китае — 3, то в Украине — 3,7. То есть уровень травматизма в угольной промышленности Украины в 185 раз выше уровня США. Ужасная цифра, которая говорит о многом.

Наш народ не понимает силы закона, его значения и возможностей. Приведу характерный пример о восприятии закона и законности в Европе, известный тем, кто хорошо учился в юридическом вузе. Рядом с имением прусского короля стояла водяная мельница одного из его подданных. Колеса этой мельницы постоянно грохотали и не давали королю спать. Однажды он не выдержал и накричал на мельника, потребовав, чтобы тот перенес мельницу в другое место, на что тот сказал: «А что, в нашем королевстве уже нет законов и судей?». Король понял свой промах и извинился. Можно ли представить такое поведение наших чиновников и наших мельников?

Так сложилось в веках, что Русь жила не по закону, а по понятиям. Еще в XI веке киевский митрополит Иларион утверждал, что «не Законы, а Благодать» — цель русской политики. Суть этих слов заключается в том, что любое справедливое или несправедливое решение оценивалось всеми как личное благодеяние или наоборот — зло хорошего или плохого человека, доброго или злого царя или короля, хорошего или плохого барина, честного или нечестного чиновника, но не как результат формального применения правовых норм. И сегодня все это остается, потому что эта традиция, скорее всего, генетическая.

Главная проблема с соблюдением закона и законности у нас — это власть, для которой закон не писан. Как цинично, хотя и правдиво заявлял Александр Бенкендорф, государственный деятель Российской империи начала XIX века, «законы пишутся для подданных, а не для государя». Беззаконие власти — это главная черта нашей государственности. Достаточно посмотреть на манипулирование с Регламентом Верховной Рады, изменениями в Конституцию, на кнопкодавство, на исполнение судебных решений, чтобы понять всю циничность отношения власти к закону. А народ все видит и слышит, поэтому при таких обстоятельствах заставить его жить по закону невозможно. Как отец сыну, так и власть народу должны показывать пример. Если этого не произойдет, то надеяться можно только на извечное украинское «якось воно буде».

Уровень восприятия украинской властью закона, его соблюдения особенно ярко проявляется в исполнении судебных решений, которые вступили в законную силу, то есть стали законом. Это зеркало. В нем физиономия украинской власти уродлива, потому что, требуя безупречной работы судов, исполнительная власть в массовом порядке не исполняет их решений, сводя к минимуму понятия о справедливости и законности. По данным статистических органов, в Украине ежегодно исполняется лишь 15–20% судебных решений. Десятки тысяч граждан пытаются заставить украинскую власть делать это, обращаясь в Европейский суд по правам человека. Но и это мало помогает. Умышленное неисполнение судебного решения — это преступление. Но даже министры щеголяют заявлениями о том, что не будут их исполнять, потому что они не совпадают с их представлениями о справедливости.

В течение многих лет я имел возможность видеть и оценивать поведение украинцев в суде. Обычный гражданин всегда считал, что если что-то, с его точки зрения, несправедливо, то закон «по барабану». То есть закон не воспринимается как особо важная категория. И это не я первый сказал. Об этом говорится на протяжении веков разными людьми. Такое неприятие обязательного подрывает основу государственности, ведь ее фундаментом является именно закон, суть которого не в получении симпатии или проявлении одобрительной эмоции к нему. Наоборот, зачастую закон можно субъективно считать несправедливым для отдельного человека, но если решение принято в соответствии с прописанной им буквой, то необходимо признать его и выполнить. Для Европы это базовый элемент, на основе которого формируется все остальное. Для них это — основа цивилизации. Для нас — нет! Мы продолжаем и дальше на всех уровнях патриархально оценивать законные решения категориями «выгодно», «приемлемо» и т. д. Тотальное его толкование каждым украинцем по-своему, в том числе носителями властных полномочий, приводит к тому, что отдельные наши лидеры «по-европейски» подписывают документы, меморандумы, универсалы, декларируют решения и… «справедливо» их не выполняют.

Да разве только верхи? А низы? Вот типичный пример. По результатам обычного ДТП почти все наши граждане «правдиво» свидетельствуют с позиции собственной «справедливости», что именно они проезжали светофор на зеленый свет. Парадоксально, что мы покупаемся на гречку и одновременно ругаем продажных политиков; предлагаем взятку для решения собственных вопросов и в то же время гневно осуждаем тех, кто берет; сорим, где вздумается, но обвиняем коммунальщиков; ездим на автомобилях по тротуарам, паркам, газонам, а обвиняем только власть. Такая психология от кота Матроскина об использовании «общественного» на «мое благо» привела, в частности, к тому, что, по данным международных экспертов, в техногенном плане Украина одна из самых загрязненных стран в мире, а зеленый Киев, который славится уникальными природными условиями, не имеющими аналогов ни в одной из крупных столиц мира, попал в экологический антирейтинг. Столица Украины заняла почетное место в международном рейтинге самых грязных городов. А кто виноват в появлении свалок? Только власть? Пройдемся через несколько часов после массовых гуляний по Крещатику или паркам, и мы сразу же откорректируем восприятие «нашего» увиденным.

Наиболее ярко отношение наших людей к закону, законности и правопорядку можно увидеть, оценивая очевидные факты на автодорогах. О пребывании на дороге полицейских вас обязательно известят световыми сигналами водители встречных автомобилей. О чем они думают? О том, чтобы вы сориентировались и не понесли ответственности. В то же время в Европе в редкой успешной стране вы увидите на дороге полицию. Они следят за правопорядком другим способом. Но водители там не информируют друг друга об опасности нарваться на полицейского. Напротив, фиксируют правонарушения других водителей и сообщают об этом в полицию. Поэтому даже на глухой дороге попробуй выбросить на дорогу окурок, и ты будешь наказан, потому что этот окурок неприятен не только полицейскому, но и рядовому водителю. Именно с таких мелочей начинается правопорядок и успех.

Не воспринимая закон как мерило справедливости, наши люди и на справедливость смотрят с позиции личной выгоды. Если, например, кто-то законно или незаконно получил какое-то благо, на него начинают смотреть косо, его обсуждают, осуждают. Но как только критик получит такое же благо, он перестает вопить о несправедливости, потому что она его устраивает.

Не случайно из поколения в поколение в Украине передается мнение, что украинцу больно, когда ему плохо, а соседу хорошо. И если у него корова сдохла, то он хочет, чтобы такое же несчастье постигло и соседа, то есть чтобы судьба их уравняла, тогда ему становится спокойно и комфортно.

Законность на нашей земле никогда не была в почете. Под влиянием авторитаризма считалось, что законность — это категория, которая мешает жить. Наиболее точно эту мысль высказал Алексей Толстой в поэме «Сон Попова». Он, конечно, с определенным сарказмом сказал: «Законность есть народное стесненье, гнуснейшнее меж всеми преступленье». Поскольку законность предполагает прежде всего постановку в жесткие рамки дозволенного действия представителей власти, в том числе и главы государства, никто не мог представить, как это Царя можно поставить в рамки, заставить его действовать по закону, а не так, как он хочет.

В автократических обществах, особенно отсталых, государь считался помазанником Божьим, посланником самого Господа, и потому «ставить его в рамки» означает ставить в рамки самого Господа. Подумать об этом мог только «гнуснейший преступник».

В Украине хотя и не в абсолютной степени, но все еще превалирует именно такое отношение к закону и законности.

Парадоксально, но факт: не веря в силу закона, пренебрегая им, не следуя ему, украинцы полагают, что чем больше законов, чем они многословнее, тем лучше. И поэтому законы «пекутся», как блины. Причем в большинстве своем непродуманные, сырые, противоречивые. Есть примеры, когда в течение года десятки раз вносятся изменения в один и тот же закон. Несмотря на то, что большинство конституционных норм не выполняется, усилия концентрируются не на выполнении, а на «совершенствовании» Конституции. Создается иллюзия, что с «лучшей» Конституцией и жить будет лучше.

Между тем во многих успешных странах, например, Великобритании, Канаде, Израиле и других конституций вообще нет. А в тех успешных странах, где основной закон есть, он короткий и лаконичный. Например, в США Конституция из нескольких статей существует более 200 лет, и внесения изменений в нее — довольно редкое явление.

Конституция одной из самых успешных стран Европы — Норвегии — принята в 1814 году, и за это время изменения в нее вносились только один раз. Умные народы осознают, что суть не в особенностях Конституции или законов, а в их исполнении, в постоянных традициях, в уважении к закону.

Как говорил Конфуций, «когда я приезжаю в другую страну, я не спрашиваю, хорошие там законы или плохие, я спрашиваю, выполняются ли они». То есть успех достигается не численностью законов, не их многословием, а уважительным отношением к ним и их выполнением.

Пока основная масса наших людей и власть в первую очередь будут игнорировать Конституцию и законы, они не будут европейцами и могут только мечтать о европейском качестве жизни.

Почему законы и законность не воспринимаются в нашем обществе? Почему они игнорируются? Причин много, но главными можно назвать следующие.

Прежде всего, у нас низкий общий уровень культуры, вызванный цивилизационной отсталостью. Наш народ еще не осознает в полной мере роли и значения права в жизни общества. Низкий культурный уровень проявляется не только в нигилистическом отношении к закону, но и в отсутствии дорог и их качестве, в низком уровне медицинского обслуживания и образования, в нигилистическом отношении к науке, отсутствии морали и высокой литературы, а также в том, что наши люди, как писал Николай Некрасов, «не создавать — разрушать мастера».

Уничтоженные леса, бесконечные ядовитые свалки, загрязненные реки, ручьи и придорожные каналы, поразительная бесхозяйственность и равнодушие — это все показатель уровня культуры народа и его власти. Как утверждал Фридрих Ницше в произведении «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого», именно уровень культуры — это та категория, которая отличает успешные народы от козопасов.

Надо понимать, что жителя какой-то сельвы можно отправить в Париж, но парижанином он станет нескоро, поскольку уровень его культуры не позволяет ему им быть. Он дорос только до осознания наготы своей.

Наш народ по сравнению со многими другими народами гораздо позже стал на путь цивилизационного развития после эпохи дикости и варварства. Так распорядилась природа. Фактически мы находимся на переходном этапе от варварства к цивилизации. А основа цивилизации, то есть эпохи творения, — это закон и законность. Кроме того, государственность, которая без действия законов и законности невозможна, на нашу землю была привнесена извне. Причем она прерывалась на длительное время. Поскольку на нашей земле государственность почти всегда была чужой, она и ее законы положительно не воспринимались.

Между тем законы и законность, как и государственность, пришли к японцам, китайцам, грекам, римлянам и многим другим народам естественным путем в течение тысячелетий как необходимость, почти на генетическом уровне, как закономерность, без которой невозможно жить. У нас же они в свое время внедрялись не естественным путем, а насильственным, и поэтому до сих пор воспринимаются как чужеродное, не свое, враждебное. Народ все еще не может принять законы как естественную необходимость.

Писаное право на наших землях начало внедряться лишь в начале второго тысячелетия нашей эры, в то время как у многих других народов оно существовало уже несколько тысячелетий.

Одной из главных причин позднего внедрения права на наших землях было их невхождение в состав Римской империи. Дело в том, что главным вкладом римлян в мировую историю считается разработка и внедрение римского права, наиболее ранним образцом которого является Закон XII таблиц (451–450 годы до нашей эры). Римское право было принято большинством стран Западной Европы, и на его основе до сих пор базируется их правовая система. К ценностям римского права народы Украины присоединились гораздо позже, только через две тысячи лет. К сожалению, наши люди, возмущаясь невысоким уровнем жизни, осознавая, что надо жить по закону, в то же время в основной своей массе не хотят так жить. Анархизм в их крови. Казачество и махновщина, а фактически беспредел на наших землях — одна из самых больших проблем.

Но откуда оно — это свободолюбие, как оно прижилось в нашем народе? Оно передается от наших предков-кочевников. Украина, как ни одна из европейских стран, потерпела наибольшее влияние кочевания. На наши земли оно продолжалось почти три тысячи лет, в частности, начиная с киммерийцев в IX веке до нашей эры, затем скифов, аваров, сарматов, гуннов, болгар, хазар, половцев, печенегов, и заканчивая крымской ордой в конце XVIII века нашей эры, а кочевые ногайцы покинули украинские степи только после Крымской войны 1853–1856 годов, то есть во второй половине XIX века.

Поскольку в жилах наших значительная часть крови кочевников, а также ввиду многовековой безгосударственности, в душах украинцев все еще есть дух кочевания, дух степи, безначальной вольности. Господствующей остается логика кочевника: «После нас — хоть трава не расти!». Отсюда все эти мусорные свалки и уничтоженные леса. Как известно, после прохождения по степи, например, стада коз, она длительное время остается голой.

Отличительная черта кочевников — это тяжелое восприятие власти, законов. Чрезмерное свободолюбие побуждает к игнорированию любых конституций и законов, правил и инструкций. Как отмечает Любовь Пясецкая в статье «Пять основных черт национального характера украинцев», украинский индивидуализм в определенной степени объединяет нас с индивидуалистической Европой, но, перейдя границы, ведет к анархизму. «В характере украинского народа преобладает личная воля», — утверждал Николай Костомаров. А преобладание личной свободы над общественной, как известно, ведет к анархизму и хаосу. Неслучайно во время гражданской войны 1917–1921 годов анархизм, что означает беспорядок, ярко проявил себя именно на территории Украины.

По мнению Л. Пясецкой, причина наших исторических неудач в том, что в неволе мы оказались из-за чрезмерной любви к свободе. То есть каждый сам по себе, каждый делает что хочет. Этот «культурный Чернобыль» сформировался не за день. Обратимся к истории зарождения этого морально-этического коктейля. В свое время Маврикий, Нестор, Вольтер и многие другие считали, что причина тому — отсутствие приличного правления и стимула людей к высокой культуре поведения, а в связи с этим элементарного порядка.

Особая роль в игнорировании закона в Украине принадлежит крестьянской психологии, которая у нас в крови. С учетом особенностей земель Украины так сложилось, что из века в век, какие бы народы здесь ни жили, они становятся земледельцами, хлеборобами. Украина преимущественно аграрная, крестьянская страна. Несмотря на то, что в древности эту землю называли Гардарикой, то есть страной городов, города в ней не играли ведущей роли. Они не были катализатором идей, идеологии и поведения. Не они создавали традиции и ментальность народа, которые, по сути, были и остаются крестьянскими. Почти вся жизненная философия Украины крестьянская, местечковая, хуторянская. Здесь практически никогда не было городской литературы, прозы и поэзии. Она почти вся пропитана духом крестьянской провинциальности. Народные песни Украины исключительно крестьянские, в которых воспевается сельская природа, растения и животные, сельский быт, сельские человеческие отношения. В них наиболее ярко раскрывается мировоззрение украинцев. В Украине никогда не писали музыки для балов, бульваров и проспектов. Художники в Украине прекрасно рисуют церкви и пейзажи. Но на их полотнах редко появляются городские кварталы и люди. Архитектурное искусство тоже обычно крестьянское. Здесь очень мало дворцов и парков. К сожалению, и власть, эта кровь и плоть народа, думает и действует провинциально, по-деревенски.

А у крестьян своя психология, свое поведение, которое сохраняется тысячелетиями. Аргентинский социолог Мариано Грондон разработал типологию культурных ценностей, укорененных в ментальности латиноамериканских крестьян. Он назвал свою систему типологией крестьянского сознания. На его взгляд, этический код крестьянства, который зародился на заре человеческой цивилизации, общий для всех народов. Но под влиянием различных обстоятельств — войн, миграций, климата, популяций и религии — он эволюционировал с разной скоростью, а в отдельных местах застыл в раннем средневековье. Игнорирование закона, разнузданность власти, неготовность людей к сотрудничеству, пассивность при столкновении с трудностями, недостаток общественного сознания, жадность и поразительное эгоистическое преследование личных интересов — вот главные черты крестьянского сознания. Конечно, это сознание в определенной степени есть во всех странах мира, но в отсталых она особенно распространена. Для Украины все названные явления типичны.

Особое значение в отношении к закону и законности, к порядку имеет характер религиозных представлений и взглядов. Консолидирующим фактором почти в каждой успешной стране является религия. И чем больше процент единоверцев, тем крепче консолидация. К сожалению, в Украине этого мало кто понимает. У нас огромное количество сект и конфессий, которые множатся, как грибы после дождя. Причина возникновения этих сект — слабость православия. Оно в Украине разорвано на несколько патриархатов, воюющих между собой. Что характерно, разрыв произошел не на религиозной почве, а на политической и финансовой.

Характерной особенностью православия является то, что в каждой стране, где оно доминирует, никогда не было и нет достойного уровня жизни людей. Среди христианских стран наиболее успешны те, в которых доминирует протестантизм. Второе место занимают страны с доминирующим католицизмом. Православные страны значительно отстают и от тех, и от других. При сравнительной характеристике трех основных конфессий в Европе, согласно индексу человеческого развития, введенному ООН (самая развитая страна — 1 балл, самая отсталая — 162 балла), показатели следующие:

— протестантские страны имеют 9,2 балла развития;

— католические — 17,4;

— православные — 62,6.

Цифры убедительные. То есть протестантские страны опережают в развитии православные почти в семь раз. В чем суть такой закономерности, должны изучать специалисты. Известно лишь, что протестанты, как и им подобные старообрядцы в православии, отличаются особой этикой, в частности: иерархией, патриархальной общиной, трудом, строгой экономией во всем, дисциплиной, прагматичностью, любовью к богослужению, почитанием старших, заботой о младших, коллективизмом, взаимопомощью и честностью. В целом можно сказать, что вся жизнедеятельность протестантов и старообрядцев направлена ​​на разумную упорядоченность.

Отсталость православных стран можно объяснить, в частности, особой мягкостью, снисходительностью вероисповедания. Например, совершенный грех в православии искупают раскаянием и исповеданием в храме. Православный Бог очень добрый — он прощает почти все грехи, если искренне раскаяться. Не случайно в восточной церкви нет понятия «смертный грех», когда совершивший его обязательно лишается благодати Божьей и будет гореть в аду. Для того чтобы понять значение этого явления, достаточно привести такой пример: если учеников младших классов любой школы спросить, какого учителя они хотят, мягкого или строгого, то они, конечно, выберут мягкого, потому что тогда можно будет делать что угодно. Так и весь народ. Лев Толстой написал по этому поводу: «В периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман, только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением». Именно здесь лежат корни легкомысленного отношения к закону, нарушение которого человеком православного вероисповедания не приводит ни к божьей, ни к царской каре.

Кроме того, отставание Руси, ее неудачливость — одни из последствий того, что наша религия проповедует веру без ее осмысления («не должно сметь свое суждение иметь», «не чти много книг, да не во ересь впадеши»). То есть нам запрещают рассуждать, нас убеждают: веруй, а не умничай. И поэтому мы начали бояться мыслей — бояться, как греха.

Совокупность этих факторов, а именно цивилизационной отсталости, низкого уровня культуры, кочевнической и крестьянской психологии, особенностей религии и отсутствия христианской морали и создала тот феномен, который называется нигилистическим отношением к закону. Именно он является основным препятствием на пути к порядку и успеху.

Причин отсталости нашего народа много. Они глубоко укоренились как в особенностях его истории, так и в формировании характера. Следует отметить, что перечисленные негативные качества нашего народа не уникальны, они присущи многим другим народам, в том числе европейским. Разница лишь в том, что наш народ не умеет, а скорее всего, и не хочет иметь такую ​​власть, которая держала бы его в жестких рамках законности и правопорядка. Порядка нет не только потому, что верхи не могут его установить, но и потому, что низы его не хотят. Общество в силу колоссальной цивилизационной отсталости еще не воспринимает всех преимуществ того, что необязательно бить человека по голове для восприятия им навыков приличия, чтобы не воровал, не злоупотреблял, соблюдал все установленные государством правила поведения и т. д.

Проблема нашего народа — это проблема ценностей. Слишком долго и хаотично мы ищем дорогу к ценностям европейских народов, вместо того, чтобы с учетом мировых взять за основу собственные объединяющие приоритеты. Будущее Украины зависит не только от того, кто стоит во главе, но и от того, что представляет собой народ, от его культуры, сознания, добросовестности, ответственности за государство.

Следует глубоко изучать эту проблематику и строить политику государства с учетом указанных обстоятельств и приоритетов.

Главной идеей развития украинского государства, как и других успешных многонациональных государств, должно быть построение правового, культурного, богатого, сильного, успешного, авторитетного государства, где человеку будет комфортно жить независимо от того, на каком языке он разговаривает и какую религию исповедует, какой начальник им командует, где правит закон, а где начальник.

Именно на достижение этих ценностей нужно консолидировать общество. Его объединение должно основываться на уважении прав каждого человека, на обеспечении высокой культуры поведения людей, законности и правопорядка, на уважении к закону как фундаменту каждого государства, на подъеме экономики страны.

Строгое соблюдение закона всеми членами общества от первого до последнего — это основа общего успеха и успеха каждого. В цивилизованном мире знают: там, где не царит закон, там хаос и беспорядок, там бедность и бесправие.

Автор материала: Василий МАЛЯРЕНКО

По материалам: Racurs.ua

Share